Посейдон

Мизуки сидела за столом преподавателя в своём кабинете и работала с документами, то и дело поглядывая за окно, где солнце медленно поднималось в небо. Он знала, что лекция начнётся примерно в полдень, поэтому не спешила волноваться. Вот раздался звонок, оповещающий о начале занятия. Хироми встала из-за стола и поглядела, как дверь кабинета открывается и с улыбками на лицах заходят ученики. Она улыбнулась им в ответ, подождала, пока все усядутся, и начала свою лекцию.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о боге-олимпийце, о котором я упоминала во время вводной лекции. Это бог, повелевающий всеми морями и океанами. Бог, в подчинении у которого находятся нереиды – морские нимфы, а также гиппокампы и прочие морские животные и существа. Как вы уже, надеюсь, догадались, сегодня речь пойдёт о Посейдоне.

Хироми обвела аудиторию взглядом и начала прохаживаться вдоль доски туда и обратно.

Как и море, Посейдон переменчив – то спокойный, то бушующий, то его поступки можно предугадать, но они неожиданны и непредсказуемы, то безвредный, то неумолимо беспощадный. Над тем, как выглядит Посейдон, всегда много спорили. Одни считали, что он похож на рыбака, другие – что бог больше похож на морского старца с синими бородой и волосами, третьи – что бог очень похож на Зевса, только глаза и черты лица у него другие. В общем, споров всегда хватало.

Что касается семьи, у Посейдона были и братья, и сёстры, и жена, и дети, и возлюбленные девушки. О последних я бы хотела услышать в домашней работе. Посейдон создал лошадей и считался их покровителем. Поэтому, как говорят, у него и у его детей имелась телепатическая связь с подобными животными. Правда или нет – опять-таки, не известно.

Посейдон и Афина часто придерживались разных, диаметрально противоположных точек зрения. Все это вело к спорам, а иногда перерастало в открытую вражду. Однако в случае необходимости боги были способны работать вместе. Например, плод их совместных трудов – колесница. Саму конструкцию возводила Афина, тогда как лошадь придумал в неё запрягать Посейдон.

Интересно, что в честь Посейдона так же, как и в честь Зевса, проводились особые игры – Истмийские. Они организовывались раз в два года и проходили весной. Длились Истмийские игры несколько дней, подобно олимпийским. Они включали в себя различные состязания. А по их завершению победителю надевали на голову сосновый венок. Дело в том, что именно сосна была священным деревом Посейдона (почему именно сосна, расскажите в домашнем задании). Позднее традиция изменилась, и венок стали плести из сельдерея.

Думаю, вы понимаете, что быть богом водной стихии очень трудно. Да, есть свои преимущества – например, власть и жизнь в шикарном дворце на океаническом дне. Но сколько проблем обрушивается на голову богу! То у одних существ приключается напасть (например, рыбы в сетях гибнут), то моряки просят бога о попутном ветре, то ещё что-нибудь произойдёт. В общем, жить Посейдону не так легко, как кажется.

Мизуки взглянула на уставших учеников, затем улыбнулась им и продолжила.

Вижу, вы немного подустали. Но, не переживайте, когда-нибудь я получу разрешение на путешествие в прошлое. И тогда мы с вами будем отправляться на практические занятия в Древнюю Грецию. А пока что послушайте миф о том, как Посейдон поспорил с Афиной. Очень долго Афина и Посейдон спорили, кому же принадлежит Аттика, в честь кого из них назвать город, не желая прийти к компромиссу. В конце концов, Зевсу надоел этот бесконечный спор. Громовержец велел обоим явиться к нему на приём для обсуждения данного вопроса. Пришли Афина и Посейдон к Зевсу. И снова вступили в препирательства, кому права на город и Аттику принадлежат. Конечно же, Зевс всегда был терпеливым правителем, мудрым, но подобные споры очень раздражали его нервы. Не выдержал Зевс, не смог выслушивать их ругань и, разгневавшись, заявил, что спор будет решён следующим образом. Он принял мудрое решение, но, как мне кажется, спонтанное.

Созвав других богов-олимпийцев и жителей города на холме, что принадлежит Аресу, Зевс решил провести состязание, суть которого была следующей: тот, кто сможет горожанам преподнести наиболее полезный дар, тот и победит и тому будет принадлежать Аттика. Но дар можно преподнести лишь один.

Афина уступила Посейдону право начинать. Тогда великий бог морей и океанов взял свой трезубец, хорошенько им замахнулся и вонзил в землю. Трезубец вошёл глубоко в почву, а когда бог вынул его резким движением, то из отверстия фонтаном стала бить вода. Обрадовались горожане, воды им всегда недоставало. Бросились к источнику и стали пить. Но внезапно все стали фыркать и кашлять, отплевываясь. Оказалось, что источник был совсем не пресным, а солёным, каким было море – владения Посейдона. Поняли люди, что это дар им мне подходит и отошли от источника. Но были они не глупыми, поэтому искренне поблагодарили бога морей за подарок, но объяснили, что ни в быту, ни где-то ещё им солёная вода из источника не пригодится.

Мудрая Афина, видя, как люди отреагировали на щедрый дар Посейдона, призадумалась немного. Улыбнувшись, богиня уверенно взяла копьё и вонзила его глубоко в землю. И выросло на том месте деревце, которое впоследствии стали называть маслиной или же оливковым. Люди обступили дерево и стали с интересом рассматривать его. Афина наблюдала за ними. Именно из этого дерева в дальнейшем греки стали готовить масло, да и в пищу его плоды использовать. Раз источник не был им полезен, а дерево вполне могло оказаться ценным, как решили люди, объявили они о своём решении: признали греки более ценным дар Афины. Тогда двенадцать богов объявили о том, что Афина полноправно может вступать во владения Аттикой и назвать город в свою честь.

Посейдон достойно принял своё поражение. Он, конечно, расстроился и немного обиделся, но поздравил богиню с полноправной и честной победой. Та же в свою очередь улыбнулась и поблагодарила владыку морей и океанов за столь интересную борьбу. Боги не стали врагами, но всё-таки не очень любили друг друга. На том и разошлись, а город называли Афинами.

В целом, Посейдон похож на человека, как и большинство древнегреческих богов, характером и внешностью. Он, судя по всему, не сильно отличался внешне от древних греков (хотя цвет морской волны на цвет человеческий волос не похож), в головах которых возник его образ. У него есть и отрицательные, и положительные характеристики, поэтому образ его и казался таким живым, настоящим, понятным любому греку.

Кроме того, Посейдон обладал следующими возможностями: контроль над водной стихией, ветрами, бурями и штормами, землетрясениями, а также морскими жителями, включая чудовищ. Всё это свидетельствует о том, что данный бог был очень могущественным и сильным, лишь немного уступавшим своему брату Зевсу, повелителю Олимпа, в возможностях. Ранее он был ещё и прорицающим богом, волю которого истолковывал служитель, однако отказался от этой силы в пользу владений, на которые он обменял прорицание у Аполлона.

Наиболее значимыми атрибутами Посейдона можно назвать, во-первых, его оружие – трезубец, а также трёх его священных животных — быка, дельфина и коня. Все они были крепко связаны с Посейдоном в сознании греков.

У Посейдона было множество эпитетов. Например, такие, как Гиппий (Конный), Просклистий (Производящий наводнения), Фитальмий (Питающий или Раститель), Асфалий (Заступник), Доматит (Домашний), Геаох (Земледержец), Пелагий (Морской) и другие. Часть эпитетов были связанны с различными его сферами влияния или деяниями. Также они давались богу по наименованию земель, на которых возводились посвящённые ему храмы или же на которых располагались его священные рощи и водоёмы. Разнообразие эпитетов объясняется и тем, что культ данного бога был широко распространён по всей Элладе, а потому и имена, которые ему давали жители той или иной земли, присутствуют в таком количестве.

Культ Посейдона имел большое значение в разных уголках Эллады. Об этом свидетельствует значительное количество храмов, а также наличие священных земель, озёр и рощ, принадлежащих богу. Это также говорит о том, насколько важен был данный бог в жизни эллинов. Кроме того, культ Посейдона везде связан с бедствиями, которые неизменно сопровождали его гнев, впоследствии заменяющийся прощением.

По словам Геродота, Посейдон, хоть и по вполне понятным корыстным причинам (уязвлённые интересы, осквернённые храм и статуя) заступился дважды во время описываемых автором греко-персидских войн. А Гомер рассказывал о том, как Посейдон помогал ахейцам в борьбе против Трои, их давнего врага. Выходит, что вера греков в морского бога была настолько сильна, что они способны были подогнать реальные факты так, чтобы его деятельностью объяснить свои достижения или случайные совпадения погодных явлений, сыгравшим им на руку.

Таким образом, становится понятно, что любое проявление морской стихии, не ударявшее по интересам греков или даже наоборот, способствовавшее процветанию эллинов, принималось ими за благосклонность Посейдона. Это свойственно для греческой цивилизации как яркого примера язычества. И, хотя греки постепенно отходили от подобного видения мира, бог Посейдон как олицетворение водной стихии долгое время оставался значимым и важным, а его культ, распространивший по территории всей Эллады, долгое время имел силу по причине важности моря в жизни греков. А теперь запишите домашнее задание.

Домашнее задание

1. Почему победителю Истмийских игр надевали на голову именно сосновый венок? Как это дерево связано с Посейдоном? 2 балла

2. Проанализируйте спор Афины и Посейдона. Почему же дар Афины оказался людям полезнее? 3 балла

3. Перескажите любой миф о Посейдоне, не упомянутый в лекции. 3 балла

4. Как вы представляете Посейдона? И как относитесь к его поступкам? Аргументируйте своё мнение. 4 балла

Дополнительное задание

1. Доклад. Расскажите о том, какие взаимоотношения были у Посейдона с другими богами (например, о спорах с другими олимпийцами за земли и города)./ Расскажите о возлюбленных Посейдона.

2. Сочинение. Подумайте, какие трудности могут возникать у Посейдона во время правления морями. Представьте себя в роли бога и расскажите, с какими трудностями вы бы столкнулись.

3. Эссе. Поразмышляйте о том, почему именно перечисленные мною животные являлись «атрибутами» Посейдона. И вообще, можно ли «атрибутом» назвать священное животное?

4. Творчество по теме лекции (стихи, рисунки и т.д.)