Подземное царство

— Здравствуйте! – поприветствовала учеников Хироми. — Сегодня мы с вами поговорим о структуре и характеристиках царства мёртвых, повелителем которого является Аид. Материала у нас много, соберитесь с силами!

Где-то в глубинах земли находится царство мёртвых, называемое древними греками также Аидом. Во многих источниках есть упоминание о том, что вход в подземное царство древних греков находится «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Там нет солнца, нет жизни, лишь мрак и ужас встречают всякого, кто оказывается там. Мрачное и страшное это место. Нет радости для тех, кто попадает туда. На раскинувшихся там полях растут цветки асфодела. Тени умерших снуют повсюду, куда ни взгляни. Стоны мучающихся в этом царстве душ слышны в каждом уголке этого мрачного и ужасающего царства. И хоть эти стоны слышны, они кажутся тихими, едва уловимыми, будто бы нет уже сил издавать какие-либо звуки у тех, кто несёт заслуженное наказание. Те, кто однажды попал в это царство, никогда больше не выберется из него. Нет дороги обратно для душ, угодивших в это место. В поэме Гомера «Одиссея» так описывает царство Одиссей:

…Всегдашний

Сумрак там и туман. Никогда светоносное солнце

Не освещает лучами людей, населяющих край тот,

Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо,

Или спускается с неба, к земле направляясь обратно.

Ночь зловещая племя бессчастных людей окружает.

Даже Ахилл, прославленный древнегреческий герой, вызванный царём Итаки Одиссеем в поэме «Одиссея», так говорит о своём пребывании в царстве мёртвых:

Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату

У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать,

Нежели быть здесь царем мертвецов, простившихся с жизнью.

Из этих строк следует вывод, что в подземном царстве настолько ужасно и мрачно, что даже герой, при жизни бывший царём, согласился бы променять существование там на жизнь батрака.

Как же душе умершего добраться до царства мёртвых? Чтобы попасть в царство мёртвых, необходимо, чтобы переправщик Харон на своей лодке перевёз души в нужное место. Родственники усопшего на похоронах всегда клали покойникам деньги, которыми тот мог расплатиться с Хароном за перевозку в Аид. Обязательным условием для переправы было внесение платы и погребение усопшего, то есть он перевозил только те души, чьи кости были погребены по всем правилам. Греки верили, что, если не совершить правильно обряд погребения, то душа человека после смерти не найдёт покоя. Если же душа умершего человека не расплачивалась, ей вечно приходилось мучиться около реки, в надежде на то, что Харон всё-таки перевезёт её. Харона представляли мрачным старцем, одетым в рубище.

Подземное царство, которое называлось по имени его владыки – Аидом, можно разделить на несколько частей: часть, куда попадают грешники, часть, куда попадают герои, и часть, куда попадают те, кто ничего особенного в своей жизни не совершил. То есть подземный мир, по представлениям древних греков, хоть был пугающим и жутким, но на самом деле вмещал в себя и ад, и рай в христианском понимании этих слов. Кроме того, в этом царстве, были территории, которые заселяли монстры и даже некоторые божества.

Стоит подробнее рассмотреть составные части древнегреческого царства мёртвых. Как уже говорилось, делилось оно на три части для душ плюс территории, на которых живут божества и монстры.

Луга Асфоделей. Есть люди, которые в жизни своей ничего плохо не сделали, но и хороших дел не совершали. Просто жили. Души именно таких людей попадали на эти луга. Грейвс пишет: «души героев бесцельно бродят среди бесчисленных толп менее знаменитых мертвых, издающих писк, словно мыши, и только у Ориона есть еще желание охотиться на оленя-призрака», ссылаясь на произведение Гомера «Одиссею». Луга Асфоделей ещё иногда называют полями забвения. Здесь нет ни блаженства, ни мучений – лишь забвение, настигающее души людей.

Далее, здесь есть и часть, называющаяся полями наказания. Поля наказания – это место, где души грешников получают по заслугам, где им суждено вечно мучиться за все свои прижизненные деяния. Так, например, в «Одиссее» подробно рассказывается о том, что видел Одиссей в царстве мёртвых, какие пытки настигли тех или иных грешников. Герой поэмы в подземном царстве встречает Тантала. Однако не только муки Тантала увидел Одиссей в царстве мёртвых, но и муки Сизифа:

Я и Сизифа увидел, терпящего тяжкие муки.

Камень огромный руками обеими кверху катил он.

С страшным усильем, руками, ногами в него упираясь,

В гору он камень толкал. Но когда уж готов был тот камень

Перевалиться чрез гребень, назад обращалася тяжесть.

Под гору камень бесстыдный назад устремлялся, в долину.

Снова, напрягшись, его начинал он катить, и струился

Пот с его членов, и тучею пыль с головы поднималась…

Так что можно сказать, что данная часть царства мёртвых действительно могла внушать ужас древним грекам. Возможно, именно из-за страха попасть в эту часть Аида греки старались не совершать преступлений, за которые их души могли бы понести столь суровое наказание.

Третья часть древнегреческого царства мёртвых – Элизиум или же Элизий, Елисейские поля, они же – Острова блаженных, место, куда попадали герои Древней Греции. Та самая часть подземного мира, где царит вечная весна, а также где избранные герои проводят дни без печали и забот. Это счастливая земля, где никогда не заходит солнце, там нет холода и снега, там непрерывные игры, музыка и пиры. Кроме того, интересен тот факт, что обитатели Элизиума по своей воле могут повторно родиться на земле. Это восхитительное место, пожалуй, самое прекрасное в мире, не только в подземном царстве. Так говорится о нём в «Одиссее»:

Где пробегают светло беспечальные дни человека:

Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает;

Где сладкошумно летающий веет Зефир Океаном,

С легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным.

Из Платона можно узнать, что «неподалеку от Элисиума находятся Острова Блаженных, куда попадают только те, кто трижды испытал перевоплощение в обоих мирах». О Елисейских полях в «Одиссее» сказано следующее:

В этих местах человека легчайшая жизнь ожидает.

Нет ни дождя там, ни снега, ни бурь не бывает жестоких.

Вечно там Океан бодрящим дыханьем Зефира

Веет с дующим свистом, чтоб людям прохладу доставить.

За Асфоделевыми лугами лежит Эреб. В Эребе находится дворец правителя загробного мира – повелителя мёртвых Аида. С ним живёт его жена – прекрасная Персефона, и лишь она способна обуздать его гнев. Приближающиеся к дворцу могут увидеть слева от него белый кипарис, который отбрасывает тень в Лету, одну из рек подземного царства, куда души простых смертных приходят пить. Чуть дальше, у распутья трех дорог, восседают судьи подземного царства – Минос, Радамант и Эак, которые занимаются тем, что судят прибывающие тени (души) мертвых. Радамант судит азиатов, Эак – европейцев, а в наиболее сложных случаях им на помощь приходит Минос. После того, как приговор вынесен, души умерших отправляются по одной из трех дорог, ведущий в Элизиум, на поля Наказаний или на луга Асфоделей. Если жизнь их нельзя назвать ни праведной, ни неправедной, о чём уже говорилось ранее, то такие мертвые отправляются по дороге, которая ведет назад, на Асфоделевые луга. Если же человек прожил жизнь неправедно, его душа отправляется по дороге, ведущей к полю мук (наказаний). Души праведников направляются по дороге в Элизиум, где присоединяются к героям в этом чудесном аналоге рая.

В царстве Аида протекает несколько рек – Стикс, Амелет, Океан, Лета, Флегетон, Кокит, Пирифлегетонт. Стикс ограничивает царство мёртвых с Запада, принимая в себя воды Ахерона, Флегетона, Кокита, Аорнита и Леты, являющихся ее притоками. Об Океане упоминает мать Одиссею, которую тот призвал во время беседы с душами мёртвых:

… Напилася

Крови она и печально ко мне обратилася с речью:

— Сын мой, как ты добрался сюда, в этот сумрак подземный,

Будучи жив? Нелегко живому все это увидеть.

Реки меж вами и нами велики, теченья ужасны,

Прежде всего — Океан; чрез него перебраться не может

Пеший никак, если прочного он корабля не имеет.

Наиболее известны реки Стикс и Лета. Стикс известен тем, что именно в его воды богиня Фетида окунула младенца Ахилла, тем самым сделав его неуязвимым и оставив как уязвимое место лишь пятку. Река Лета известна тем, что является рекой забвения. Всякий, кто окунётся в её воды, погрузится в забвение. В реальности Стикс действительно существовал и являлся небольшим ручейком в Аркадии, его воды считались местными жителями смертельно ядовитыми. В подземное царство его помещали только поздние исследователи. Ахерон (в переводе звучит как «поток печали») и Кокит (в переводе звучит как «стенающий») – так были названы две из рек, текущих в Аиде. Эти вымышленные имена были призванны показать, насколько неприглядной может быть смерть. Лета означает «забытье», что соответствует её свойствам. Флегетон (в переводе «пылающий») относится к обычаю кремации или к поверью, согласно которому грешники сгорают в потоках лавы.

Ниже Аида есть бездна, иногда отделяющаяся от подземного царства, но чаще всего приписываемая ему. Эта бездна – Тартар. О нём упоминают Гомер в «Илиаде», Аполлодор и Гесиод в своих трудах. Гесиод даёт определение расстоянию, которое отделяет эту бездну от земли: «медная наковальня, упавшая с неба, будет лететь до земли девять дней, и столько же дней она пролетит от поверхности земли вглубь, пока достигнет Тартара». Тартар столь же глубоко под землёй, как земля под небом. Известно, что именно в Тартар был отправлен титан Кронос Зевсом после своего поражения.

Как известно из мифов, Тартара страшатся даже боги. Именно туда были отправлены титаны, над которыми одержал верх Зевсом (в том числе и Кронос) и древние чудовища, которых одолели боги-олимпийцы. Там они находятся за медной дверью, и их стерегут сторукие. Тартар ещё называют нижним небом. В дальнейшем Тартар стал в представлении древних греков самым отдаленным местом подземного царства, где наказывают святотатцев и дерзких героев, таких как, если верить Вергилию, Алоады, Пирифой, Иксион, Салмоней, и, если верить Гомеру, Сизиф, Титий, Тантал. В Одиссее сказано о Тантале, как о грешнике, следующее:

В озере там он стоял. Достигала вода подбородка.

Жаждой томимый, напрасно воды захлебнуть он старался.

Всякий раз, как старик наклонялся, желая напиться,

Тотчас вода исчезала, отхлынув назад; под ногами

Черную землю он видел, – ее божество осушало.

Много высоких деревьев плоды наклоняло к Танталу…

…Только, однако, плоды рукою схватить он пытался,

Все их ветер мгновенно подбрасывал к тучам тенистым.

Тартар располагался на западе, где, по поверьям греков, располагалось царство мёртвых. Вергилий описывает Тартар как город, который обнесен тремя стенами с железной башней.

В царстве Аида растут грустные на вид, кажущиеся бесполезными деревья. К примеру, плакучая ива, которая ассоциировалась со смертью и разлукой ещё во времена Гомера. Также встречается на просторах этого царства серебристый тополь и цветы асфодела, заполняющие Асфоделевые луга. Черные тополя были священными деревьями богини смерти, белые же тополя (или осины) были посвящены Персефоне как богине возрождения.

— Таким образом, — стала подводить итоги Мизуки, — древнегреческое подземное царство не имело чёткой структуры в мифах, однако его примерное описание позволяет самостоятельно воссоздать картину царства Аида. Его структура менялась с течением времени, однако основные составляющие – Элизиум, поля наказаний, луга Асфоделей, дворец повелителя Гадеса, вход в подземное царство – никуда не исчезли, так как играли важную роль в представлениях о загробной жизни. Кроме того, древние греки заселяли загробный мир монстрами и чудовищами, божествами, связанными со смертью, а также поместили туда повелителя царства мёртвых и его жену – Персефону. То, что в царстве мёртвых пребывала богиня плодородия, весны и цветов, как бы говорило о том, что это царство не так плохо, как кажется на первый взгляд, ведь в нём были судьи, которые справедливо решали судьбу души, основываясь на совершённых ею при жизни делах. На этом мы тему подземного царства оставим. Запишите задание и можете отдыхать.

Домашнее задание

1. Ад и царство Аида – одно и то же? Аргументируйте. 2 балла

2. Какие деревья и почему древние греки сажали на кладбищах? 2 балла

3. Какое у вас впечатление складывается о царстве Аида? Оно похоже на ад? Или на рай? Или и на то, и на другое одновременно? Аргументируйте. 4 балла

4. Обитателей царства мёртвых можно разделить на три группы — боги, чудовища, мёртвые. Охарактеризуйте их и приведите примеры. 4 балла

Дополнительное задание

1). Сочинение. Представьте, что вы оказались возле входа в Тартар. Опишите ваши ощущения. В него входить нельзя, просто постойте рядом, почувствуйте, чем веет из этой бездны. Или же представьте, что вы оказались в царстве мёртвых. Расскажите, что вы там увидели. Опишите своё путешествие.

2. Доклад о любой локации или личности, упомянутой на лекции.

3. Эссе. Сравните подземное царство греков с каким-либо другим царством мёртвых (исключая ад). Перечислите минимум по четыре общих и различных признака.

4. Творчество по теме лекции (стихи, рисунки и т.д.)