Химера

Входя в знакомый кабинет, студенты застали любопытную сцену возле преподавательского стола. Мизуки что-то активно искала в своих записях. Завидев заходящих учеников, Хиро прервалась и, отложив бумаги, повернулась к входящим ребятам.

— Здравствуйте! Простите за задержку, нужно было кое-что уточнить. Итак, сегодня мы поговорим о таком любопытном существе, как химера. Химера – это чудовище с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом. С древнегреческого языка её название переводится как «молодая коза», что любопытно, учитывая, что у неё есть ещё как минимум две составные части, принадлежащие других животным. В повседневности химерой наши современники называют не только магическое существо, но и фантазию, мечту, нелепость, пустую выдумку. Химерный или химерический – вздорный, пустой, нелепый, придуманный без смыслу.

Происхождение химеры более или менее ясно. Как и многие древнегреческие чудовища, она является порождением Тифона и Ехидны. Во всяком случае, согласно большинству версий. Однако Гомер в «Илиаде» упоминает о том, что происхождение химеры божественное.

Обращаясь к внешнему облику химеры, стоит отметить, что источники разнятся по этому поводу. Например, если Гомер говорит о классической в нашем понимании химере – существе с головой льва, брюхом козы и хвостом змеи, то Гесиод отмечает, что у неё три головы. Посредине хребта у неё козья голова, на конце хвоста змеиная, на передней части туловища – львиная. Палефат же отмечает, что это чудовище о трёх головах на одном теле. То есть варианты возможны самые разные. В связи с этим можно предположить, что в Древней Греции была не одна химера. Либо у страха древних греков глаза очень уж велики, и им мерещилось то, чего нет.

Гомер так описывает существо:

«Юноше Беллефонту убить заповедал Химеру
Лютую, коей порода была от богов, не от смертных:
Лев головою, задом дракон и коза серединой,
Страшно дыхала она пожирающим пламенем бурным…»

В свою очередь, Гесиод в “Теогонии” пишет следующее:

«Также еще разрешилась она изрыгающей пламя,
Мощной, большой, быстроногой Химерой с тремя головами:
Первою — огненноокого льва, ужасного видом,
Козьей — другою, а третьей — могучего змея-дракона…»

Эти строки дополняют представление о чудовище. Обратите внимание, какие эпитеты используются для его описания – «лютая», «мощная», «большая», «быстроногая», обладающая способностью изрыгать «бурное пламя». Всё это говорит о том, насколько опасной чудовище представлялось людям.

Химеру упомянул и древнеримский поэт Вергилий в «Энеиде»:

«В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:
Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,
Тут Бриарей сторукий живет, и дракон из Лернейской
Топи шипит, и Химера огнем врагов устрашает,
Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают...»

Весьма любопытные версии выдвигали исследователи древности, пытавшиеся как-то истолковать образ данного чудовища. Гераклит в трактате «Опровержение или исцеление от мифов, переданных вопреки природе» пишет, что химера на самом деле женщина с братьями, которых звали Лев и Дракон. Она была жестока, вероломна и убивала всех чужеземцев, забредших в её владения. Плутарх считал что «химера» – имя капитана с пиратскими наклонностями, у которого на корабле был изображен лев, коза и змея.

Первая химера обитала у горы Краге в Ликии. Основная опасность её заключалась в том, что она была способна изрыгать огонь, посредством чего выжигала поля с посевами. Кроме того, чудовище убивало и пожирало скот. Химера наводила неимоверный ужас на людей, которых также могла есть. Царь Ликии неоднократно посылал войска для её уничтожения, но ни один воин не вернулся живым. То есть целое войско древних греков не было способно одолеть это существо. Эллинистический филолог и хронолог Аполлодор Афинский упоминал этот факт. По его словам, «не только один человек, но даже целое воинство не могло бы одолеть чудовище. … Химера опустошала землю и губила скот».

Рядом на склонах горы обитало большое количество змей, в горных пещерах часто жили львы, а на пастбищах вольно паслись козы. Все это наталкивает на мысль, что химера была метафорой Ликийской горы, обретшей жизнь в качестве мифологического чудовища. Может быть, как порой человеческая воля рождает богов и даёт им силу, она по тому же принципу породила чудовище?

Химера была побеждена героем Беллефонтом, действующим по приказу ликийского царя. В одном из описаний мифа есть слова царя, указывающие на ранее не освященную особенность химеры: «– О, Беллерофонт! – вкрадчиво сказал он. – Жителям страны нет покоя и сна от страшной химеры, вытаптывающей поля, пожирающей скот и убивающей людей. У неё львиная голова с пастью, изрыгающей пламя, тело козы, по бокам крылья, а хвост – ядовитая змея со смертельным ядом». Тут впервые упоминаются крылья, хотя в других источниках об этом нет и слова.

Остановимся на мифе, повествующем о том, как была побеждена химера, более подробно. Беллерофонтом называют героя Гиппоноя, внука Сизифа. В юности он случайно убил одного коринфянина по имени Беллер, после чего ему дали прозвище Беллерофонт. После убийства Беллерофонту пришлось бежать в Тиринф. Его приютил местный царь Пройт, жену которого звали Антея. Царица влюбилась в юношу и попыталась соблазнить его. Однако Беллерофонт не мог так поступить с царем и отверг Антею. Разозлившаяся царица сказала своему мужу, что Беллерофонт пытался овладеть ею. Царь Пройт поверил жене, но не решился нарушить законы гостеприимства. Вместо этого он отправил Беллерофонта к своему родственнику царю Иобату и попросил отвезти письмо, в котором обратился к Иобату с просьбой убить Беллерофонта.

Когда Беллерофонт прибыл к Иобату, они несколько дней пировали, и только после этого Иобат спросил о цели приезда. Прочитав письмо Пройта, Иобат был обескуражен и не знал, как поступить. Ему пришелся по душе Беллерофонт, однако царь не мог отказать родственнику. И тогда Иобат приказал герою убить чудовище, решив, что Беллерофонт погибнет в схватке.

Доблестный юноша не отказался от поручения. Однако он понимал, что для того, чтобы победить, ему, согласно пророчеству, нужен конь пегас. Он знал, что пегас постоянно появляется у источника Пирены. Несколько раз Беллерофонт пытался поймать летающего коня, но простой уздечкой этого сделать не удалось. И тогда на помощь герою пришла Афина. Она дала ему золотую уздечку, способную удержать пегаса, после чего герой с легкостью поймал коня.

С помощью пегаса Беллерофонт убил химеру, а затем выполнил еще несколько сложных поручений царя Иобата. В результате Иобат решил не выполнять просьбу Пройта, оставил Беллерофонта у себя и выдал за него замуж свою дочь. Но история Беллерофонта заканчивается отнюдь не счастливо. К старости он настолько возгордился, что захотел сравниться с богами и попытался взлететь на пегасе на гору Олимп. Боги разгневались и сбросили его на землю. От удара Беллерофонт потерял разум и провел остаток дней, скитаясь в одиночестве, либо погиб.

Как видно, в мифе отыскивается способ победить химеру – необходимость использовать пегаса. И если в первом варианте мифа все выглядит логично – юный герой подлетает к бескрылой химере и обстреливает её сверху из лука, то второй вариант, где герой подбирается к крылатой химере и разом протыкает её насквозь копьем, выглядит не столь убедительно.

Обратившись к уже знакомой нам книге Н. Скамандера «Фантастические существа и места их обитания», мы обнаружим, что химера по классификации министерства магии принадлежит к высшей категории опасности. Химера «убивает волшебников, не поддаётся дрессировке, не пригодна для одомашнивания». Описание существа соответствует древнегреческой версии: «злобная и кровожадная, очень опасна». По легенде химеру убивали лишь раз, к тому же, не обошлось без помощи пегаса, однако герой так устал, что упал со своего крылатого помощника и разбился насмерть.

Химера представляют огромную опасность для волшебников. Она настроена агрессивно по отношению к человеку и может его ранить когтями или зубами. Также предположительно пасть змеи, зачастую присутствующая на хвосте, ядовита, поскольку многие змеи имеют в клыках яд. Кроме того, когти на лапах существа тоже могут быть ядовитыми в зависимости от разновидности химеры. Как вы помните, в некоторых источниках говорится, что она дышит огнём. Значит, опасность представляет ещё и пламя, изрыгаемое ею во время атаки. Имея крылья, химера может атаковать с воздуха, увеличивая мощность удара. Таким образом, очевидно, данное чудовище крайне опасно для человека.

Существует теория, согласно которой химера появилась не сама. Её создали древнегреческие магозоологи. Экспериментаторы, возможно, будущие алхимики, преследовавшие какую-то цель. О том, какими могли быть причины, подумаете самостоятельно.

Мизуки присела за преподавательский стол и продолжила рассказ, сверяясь с лежащими перед ней бумагами.

— Изучив представления древних, поняв, как и почему изменилось их отношение к химерам, а также проанализировав облик и историю современных химер, исследователи пришли к выводу, что практически всегда эти существа представлялись результатом «чуда». В первом случае химера была рождена мифическими чудовищами, которые и до этого плодили множество подобных ужасных монстров. Во втором случае химеры возникали в результате магического вмешательства. Причем не обычного, а алхимического.

Конкуренция личностей химеры интересно описана в книге «Заклятие химеры» автора Джулия Голдинг. В ней главная героиня – девочка-подросток Конни является универсальным посредником – человеком, умеющим общаться со всеми мифическими существами. Однажды Конни встречается с химерой и «соприкасается» с её сознанием.

Приведу цитату из книги, поскольку она лучше всего позволит понять, что имеется в виду.

«Три различные натуры химеры – лев, козел и змея – вели нескончаемую битву друг с другом. Но это было непохоже ни на одно сложное существо, с которым она встречалась раньше, и ничем не напоминало ритуальный танец человека и быка, характерный для Минотавра: это было хаотичное буйство зубов, клыков и копыт. Главенство в этой тройке менялось каждую секунду, не давая существу окончательно отождествить себя с кем-нибудь одним. Сначала Конни вскрикнула от боли, когда её наполнил огонь, изрыгаемый львом, его ненасытная жажда крови, которую еще больше распаляла близость вкусной козлиной плоти, вечно ему недоступной. Затем она познала природу извивающейся змеи, которая жаждала всадить зубы в тело своего же льва или в козлиную шкуру, прекрасно зная при этом, что, если она так сделает, это погубит ее саму. И наконец, перед Конни предстала натура проворного горного козла, скачущего со скалы на скалу в сумасшедшей погоне, вечно желая убежать от своих врагов, окруживших его и спереди, и с тыла, но неспособного даже оторваться от них. Химера была существом увечным, раздираемым безумной внутренней борьбой. Единственные спокойные минуты наступали, когда все ее части объединялись для охоты за кем-то другим, направляя свою ненависть на единый объект».

И наконец, по одной из версий, считается, что термин «химия» – египетского происхождения и был позже заменен на «алхимию» (благородную химию). Варианты древнегреческого написания «химии – алхимии»: χυμα – «сплав (металлов)», «литье», «поток», χυμευσις — «смешивание», Χιμαιρα — «Химера».

— Надеюсь, что мне удалось показать неестественность химеры, её причастность к смешанному и противоборствующему, созданному явно не матерью-природой, а колдуном или алхимиком, — завершила речь Мизуки.

— Конечно, всегда найдутся исследователи, которые смогут подыскать достаточно весомые контраргументы. На этом закончим занятие.

Домашнее задание

1. Как Вы думаете, древнегреческая химера и химеры, дожившие до наших дней, это одно и то же существо? Или это разные чудовища? 2 балла

2. Проанализируйте магические способности химеры и предположите, почему данное существо столь опасно и смертоносно, что с ним не могло справиться целое войско? И почему герою мог понадобиться только один пегас, чтобы одолеть её? 3 балла

3. Благодаря очкам иллюзорного зрения у вас есть возможность попасть в пространство, имитирующее место, где вас поджидает химера. Опишите, как бы Вы действовали при встрече с чудовищем, не имея в качестве помощника пегаса. 7 баллов

Дополнительное задание

1. Сочинение. Какой точки зрения относительно происхождения химеры (естественное или искусственное) придерживаетесь Вы? Приведите минимум по три аргумента в пользу и против каждой из этих двух теорий, а в конце выскажитесь, какая из них выглядит наиболее убедительно.

2. Доклад. Химера в современной культуре.

3. Эссе. «Сильные и слабые стороны химеры».

4. Творчество по теме лекции (стихи, рисунки и т.д.)