Наземные чудовища

В этот раз студентам предстояло разобрать довольно много интересных существ, обитающих на поверхности земли. Аудитория постепенно заполнилась теми, кто желал получить знания, а преподавателя всё не было и не было. В конце концов, перед самым началом занятия Хироми объявилась, слегка запыхавшаяся и взволнованная.

— Здравствуйте, ребята! – поздоровалась Мизуки, едва ли не вбежав в кабинет, где проходили его занятия. – Простите не небольшое опоздание. Сегодня нам предстоит рассмотреть наземных чудовищ, коих было в Древней Греции великое множество! – с воодушевлением принялась рассказывать преподавательница.

– А скажите-ка мне, каких вы знаете наземных древнегреческих чудовищ? – обратилась она к аудитории.

— Чудовища, с которыми сразился Геракл? – подняла руку девушка в синей мантии. – Немейский лев, Эриманфский вепрь, кони Диомеда, Герион, Орф, Цербер, Керинейская лань? Конечно, некоторые существа из этого списка можно как назвать, так и не называть чудовищами. Но, в целом, все они вредили людям, пусть не все обладали ужасающей внешностью, — аргументировала свою точку зрения волшебница.

— И ваше мнение имеет право на существование, — улыбнувшись, кивнула Хиро. – Кто ещё вспомнит наземных чудовищ?

— Мантикора, химера, сфинкс? – подняла руку волшебница из Слизерина. – У всех – страшная внешность и наземный способ передвижения.

— А ещё можно тогда назвать минотавра, Медузу, гарпий, василиска, амфисбену и стигийских собак! – добавила студентка Гриффиндора.

— Да, вы все, безусловно, правы, — кивнула преподавательница. – Однако все вы забыли об одних из самых важных существ, о тех, кто породил большинство чудовищ.

— Тифон и Ехидна! – одновременно воскликнули студенты.

— И вы совершенно правы! – просияла улыбкой Мизуки. – О них мы поговорим в первую очередь, когда разберёмся с вводной составляющей. А ещё можно вспомнить Эмпусу, Ламию, циклопов и прочих древнегреческих существ. Но обо всех поговорить определённо нельзя, так что постараемся работать максимально продуктивно, — вздохнула магичка.

— Вспомнив определение древнегреческого чудовища, можно легко сформулировать определение понятия «древнегреческое наземное чудовище», не так ли? Итак, древнегреческое наземное чудовище – это встречающееся в мифах древних греков фантастическое существо с телом необычного строения, отличающееся устрашающей и зачастую уродливой внешностью и обитающее на поверхности земли.

Хиро ненадолго замолчала, давая ребятам переварить услышанное. Конечно, лекция сегодня была скорее вводная, поэтому не очень-то сложная. И материала она пока что особо не давала, больше заставляла работать самих студентов. Но это было в некоторой степени хорошо, ведь, вспомнив конкретные примеры чудовищ, они смогут помогать преподавателю вести занятие.

— Итак, давайте попробуем выявить отличительные признаки наземных чудовищ Древней Греции. Разумеется, нам придётся делить их на группы по этим самым признакам, поэтому это важно. Вспомните тех представителей, что уже были названы сегодня. На какие категории вы бы их разделили?

— По степени разумности! – вновь первой вызвалась отвечать студентка Когтеврана. – Например, разумные, полуразумные и неразумные. Соответственно, примеры: сфинкс, грифон и химера.

— Отличный вариант! – восторженно воскликнула Хиро. – Разумность – очень важный критерий для монстра. Ведь это поможет понять, есть ли шансы договориться с чудовищем, решить всё мирным путём, избежать бойни и бессмысленных увечий или жертв. Итак, идём дальше. Ещё варианты?

— Может быть, раз уж мы упоминали о родителях, — принялась выдвигать гипотезу пуффендуйка, — то можно обозначить такой критерий – происхождение. Я имею в виду, произошли от Ехидны или другой матери. Большая же часть древнегреческих чудовищ имеют в матерях именно Ехидну.

— И правда, почему бы не воспользоваться этим критерием? – улыбнувшись, кивнула Хиро. – Будет как минимум две группы монстров – дети Ехидны и не дети Ехидны. Хороший вариант! – утвердила идею преподавательница. – У кого ещё есть, что сказать?

Студенты притихли, некоторые шёпотом переговаривались друг с другом, пытаясь придумать ещё один вариант. Преподавательница с удовольствием наблюдала за тем, как активируются мыслительные процессы у студенческой аудитории. Подождав немного, Хироми всё-таки решила дать им подсказку.

— А что вы можете сказать по поводу внешности чудовищ? Опираясь на этот критерий, предположите, на какие группы можно их поделить?

— Если говорить о внешности, — взял слово волшебник из Слизерина, — то я бы разделил чудовищ на следующие группы: человекоподобные, гибридные, звероподобные. К первой группе относились бы все те существа, что обладают частично человеческой внешности – горгоны, гарпии, минотавр, сирены. Ко второй – химера и мантикора. К третьей – немейский лев, кони Диомеда, амфисбена, Цербер и Орф.

— Действительно, актуальная классификация, — подхватила идею когтевранка. – Однако её можно оспорить. Разве нельзя отнести первую группу, человекоподобных, к гибридным? Ведь та же Медуза Горгона сочетает в себе признаки как человека, так и животного. Разве это нельзя назвать гибридом?

— Я имел в виду, что в первую категорию будут попадать только существа, обладающие элементами человеческой внешности, во вторую – те, что сочетают в себе различных животных, а в третью – те, что выглядят, как животные, но с определёнными внешними чертами (двухголовый Орф) или же без них (немейский лев).

— Это понятно, но ведь формулировка в данном случае очень важна! – не сдавалась оппонентка.

— Действительно, формулировки важны, — кивнула Мизуки. – Однако идея вполне интересная и правда актуальная. Сколько людей, столько и мнений, — подмигнула Хиро. – Подведём краткие итоги. В ходе дискуссии было установлено, что древнегреческих наземных чудовищ можно разделить на группы по трём признакам: по степени разумности, по происхождению, по внешности. Едем дальше. А что вы можете сказать о таком признаке, как наличие магии?

— Полагаю, что можно выделить такие группы, как владеющие магией, имеющие магическое происхождение, не обладающие магией и не имеющие магическое происхождение? – предположила гриффиндорка.

— Но что вы конкретно имеете в виду? – уточнила Мизуки. – Немного раскройте ваши группы.

— Владеющие магией – например, сирены, что могут воздействовать волшебством на окружающих. Имеющие магическое происхождение – явно гибриды, созданные искусственным путём, такие как мантикора или химера. Не обладающие магией – те, что не способны колдовать, но имеют какие-то характеристики, которые заменяют им магию, к примеру, шкура немейского льва. Не имеющие магическое происхождение – к примеру, тот же Орф или Цербер, ведь, не считая размера и количества голов, они являются обычными животными с соответствующим интеллектом. А в результате генетического сбоя вполне могла бы родиться двухголовая собака, — закончила свою мысль волшебница.

— Ваше предположение очень интересно, однако хотелось бы отметить, что говорить о не магическом происхождении тех или иных чудовищ – задача очень сложная. Мы, к сожалению, не может со стопроцентной уверенностью говорить об этом, поскольку не сохранилось достаточного количества доказательств искусственного или естественного происхождения тех или иных живых существ, рассматриваемых нами. Мы может лишь строить догадки, основываясь на тех крупицах знаний, что имеем. Однако ваше предложение очень и очень интересно. Если вы будете обладать достаточной аргументацией, этот вариант будет вполне уместен.

Хиро снова дала немного времени ребятам, чтобы переварить и зафиксировать письменно услышанное и сказанное ими. Занятие подходило к концу, но ей ещё очень хотелось разобрать последний важный признак, по которому можно классифицировать наземных чудовищ, поэтому в этот раз времени на отдых преподавательница отвела меньше.

— И последний признак, о котором мы поговорим, это степень агрессии. На мой взгляд, можно разделить чудовищ Древней Греции на три группы: агрессивные, средне агрессивные, не агрессивные. Конечно, здесь могут быть различные варианты, но мне кажется, что эти три – наиболее приемлемые для классификации. Что ж, на этом закончим работу в этот раз. Благодарю за внимание и участие! Запишите задание и можете отдыхать.

Домашнее задание

1. Приведите ещё четыре примера категорий, по которым можно разделить чудовищ на группы. Также приведите примеры, иллюстрирующий выбранные вами критерии. 3 балла

2. Согласны ли Вы с делением, где в качестве основного признака берётся магия? Найдите достоинства и недостатки приведённой версии, а также выразите своё мнение, основываясь на них. 3 балла

3. Можно ли выделить наиболее важный признак для деления чудовищ на группы? Или каждый из них по-своему важен? Или же есть несколько наиболее важных, а остальные неважны? 3 балла

4. Отыщите информацию о том, кто, помимо Ехидны, называется древнегреческими и прочими авторами в качестве родителей тех или иных чудовищ? Список древнегреческих чудовищ вы можете взять из любого справочника по данной тематике. 3 балла

Дополнительное задание

1. Сочинение на тему «Отличительные характеристики наземных древнегреческих чудовищ».

2. Доклад. Расскажите о любом из упомянутых на занятии чудовищ.

3. Эссе на тему «Сравнительная характеристика наземных и морских чудовищ в мифах Древней Греции».

4. Творчество по теме лекции (стихи, рисунки и т.д.)