Амазонки

Хиро пребывала во взбудораженном состоянии. Дело в том, что сегодня ей предстояло прочесть лекцию, посвящённую амазонкам. На взгляд преподавательницы, это племя заслуживало пристального внимания. На данном занятии предстояло разобрать много материала, но весьма важного, поэтому магичка сконцентрировалась на поставленной цели. Когда занятие началось, она, не откладывая, приступила к делу.

— Здравствуйте, ребята! – поприветствовала присутствующих Мизуки. – На этом занятии мы разберём весьма любопытную тему, с которой стоит познакомиться поближе. Лекция будет длинной, но очень интересной! Греческие мифы оказались перенесены в Северное Причерноморье. В мифологии греков было множество пластов, связанных с этой частью мира. Стоит ответить, что появляются исключительно «скифские» герои и персонажи, однако фигурируют в мифах и хорошо нам известные личности. Обозначим же эти пласты.

Первый пласт – греческие герои, перенесённые в Северное Причерноморье. Сюда можно отнести сюжеты Троянского цикла, к примеру, об Ахилле и Ифигении.

Второй пласт – сказания об амазонках. К примеру, о том, как Ахилл убил царицу амазонок.

Третий пласт – сказания о Геракле. Он ходил в поход на СП, сражался с амазонками. Культы Геракла распространены здесь в значительной степени.

Четвёртый пласт – мифы о Тесее, похищении царицы амазонок, война с ними.

Пятый пласт – сюжет об аргосской царевне Ио.

Образ скифских амазонок был очень популярен у греков. Он был широко распространён после Гомера. Мифы о них сложились в Греции давно, и лишь позднее оказались перемещены в СП. Их характер, поведение и внешность зачастую греческие, ведь именно эллины создали их как персонажей своей мифологии. Таким образом, греческие традиции в значительной степени отразились на скифских амазонках.

Итак, сказания об амазонках занимают целый мифологический пласт. Но кто же они такие – эти персонажи? Амазонки – племя женщин-воительниц, хтоничный образ. Амазонки как народ – это своеобразные монстры, не ведущие справедливую войну, выступающие против греческих героев. Интересно, что некоторые древние авторы признают существование амазонок, но отрицают их божественное происхождение, а другие – отрицают, что они вообще когда-либо существовали, хотя таких, разумеется, было немного.

Характеристики амазонок различны. Некоторые сведения о них распространенные, некоторые – совсем мало упоминаемые. Но и те, и другие заслуживают нашего внимания. К сожалению, сведения нельзя свести в одну картину. Данные очень разноплановые, сложно понять, что в амазонках исконно греческое, а что внесено в их образ колонистами.

Происхождение

Отдельного внимания заслуживает следующая версия, демонстрирующая очень интересную ситуацию. По одному из мифов, где нет Ареса, матерью амазонок называется некая Амазоя. Этот миф – наглядная попытка назвать прародительницу всего племени таким же именем, что носит сам народ.

Что касается богов-покровителей данного племени, то их было несколько. Так, амазонки поклонялись Аресу. Воинственные женщины приносили богу жертвы, бросая их в воды Термодонта – священной реки Ареса. С именем Ареса связан ритуал получения власти у амазонского племени. Царица наделялась властью вместе с передаваемым ей боевым поясом бога войны, тем самым поясом, который забрал Геракл.

Также с амазонками связывали богиню Артемиду, хозяйку зверей, покровительницу охоты, плодородия, являющуюся куда более древним божеством, чем мы обычно представляем. Ей поклонялись и приносили жертвы. По всей Греции возле её святилищ были могилы амазонок, ходивших в походы. В городе Эфес был главный храм Артемиды. Мифы связывают его строительство с амазонками.

А вот о боге, о котором далее пойдёт речь, вы вряд ли бы задумались, вспоминая об амазонках. Возможно, что у этого племени была связь с Аполлоном. Считалось, что реки Ксанф и Истр посвящены этому божеству. Один из ранних авторов, Пиндар, связывает эти реки и амазонок с культом Аполлона.

Есть ли отличительные черты, по которым можно узнать амазонок? Как оказалось, такие имеются, и их даже несколько. Во-первых, к классическим чертам амазонок относится мужской образ жизни – любовь к охоте, сражениям, упражнениям. Во-вторых, очень распространённая черта – в письменных источниках они описываются одногрудыми (мол, это удобно для стрельбы из лука и метания копья). Как племенной обычай даже описывается сюжет выжигания груди. Однако изображения никогда не показывают амазонок ущербными. Важно отметить, что письменная и изобразительная характеристики не совпадают. Это – свидетельство победы канона красоты, а также проявление твёрдости традиций (вероятно, одногрудость появилась позднее). Те, кто изображали амазонок, следовали более старым традициям.

Третья отличительная, очень распространённая черта – выкармливание и воспитание девочек и в то же время убийство, калечение и выбрасывание мальчиков. В связи с этим нужно рассказать об особом отношении амазонок с мужчинами. Все древние античные писатели – мужчины, которых этот вопрос весьма интересовал, поэтому они тщательно описали эту сторону жизни женщин данного племени. С точки зрения Гомера и Эсхила. амазонки были враждебны по отношению к мужчинам. Однако согласно более ранней традиции, в определённых ситуациях они «охочие» до мужчин, но жили без мужчин в племени.

Как девственное, безбрачное войско амазонок видели поздние традиции. В поздней традиции также сказано, что женщины живут отдельно, а рядом проживает племя мужчин, и раз в год они сходятся. Раздельное проживание мужчин и женщин – это элементы первобытного строя. Некоторые авторы считали, что во главе – общество женщин, а калеки-мужчины были у них подчинёнными. Эта позиция в своё время была очень популярна.

Локализация

Теперь же, когда у нас сложился определённый образ амазонок, можно поговорить о том, где же они жили. Как вы все прекрасно знаете, вариативность – отличительная особенность древнегреческой мифологии. Поэтому и в случае с местом проживания амазонок возникло несколько различных, зачастую взаимоисключающих вариантов. Были ли это разные племена или одно постоянно перемещающееся племя – достоверно неизвестно. Рассмотрим же доступные версии.

Во-первых, древнейшая локализация – полуостров Малая Азия. Гомер говорит об амазонках западной части Малой Азии. Конкретные районы, где они жили, это: Ликия, Кария, Лидия, Фрикия, Троада (там находится могила одной из воительниц). Здесь амазонки строили города, жили цивилизованно. Кимы, Смирна, Мирина – реально существовавшие города, в которых якобы жили амазонки. Эфес – центр культа Артемиды. Артемида вмещает мужские и женские признаки, как и амазонки. Возможно поэтому Артемида их главная богиня.

Во-вторых, Малая Азия, восточные районы, ближе к Армении. Называются река, город или равнина амазонок, находящиеся именно в этой части мира. Термодонт – река амазонок, а Темискира – их город. Стоит отметить, что, на какую бы территорию их ни перемещали, с ними двигалась и топонимика (названия местности).

В-третьих, Скифия. Традиция об амазонках в Скифии довольно древняя. Существует огромное количество упоминаний об амазонках в этой местности. Скифия употребляется в расширенном понимании, от Истра до Кавказа. Интересно, что эллины слабо представляли скифские территории. Уже в 5-4 вв. у них сформировалась картина географии Скифии. Точных сведений о географии не было, жили греки в основном на побережье. В спутанную географию помещали спутанные мифы. Однако рационализация мифов (попытка объяснить с реальной точки зрения) произошла позднее. Картина мира не менялась, продолжала господствовать первая картина Северного Причерноморья, которая не имела отношение к реальности.

Назывались следующие районы Скифии, где проживали амазонки:

1) у реки Истр;

2) самые северные, отдалённые области Гипербореи);

3) на берегах реки Термодонт;

4) у реки Танаис;

5) северо-восточные районы Скифии (мифический Кавказ);

6) между Термодонтом и Фасисом (реки).

В-четвёртых, ещё одно место проживания амазонок – побережье Каспийского моря.

В-пятых, Аральское море, за Каспием, в Средней Азии.

В-шестых, Гиркания – Средняя Азия. Появление здесь амазонок объясняется тем, что в 4 в. до н.э. Александр Македонский, объединивший Элладу, отправился на Восток, добравшись до Индии. Он посетил и Гирканию. Александр постепенно отходит от греческой демократии и склоняется к своему возвеличиванию. Для этого им придумываются различные мифы, связанные с его персоной. Например, что его отец – Зевс. Или о явлении к нему царицы амазонок с просьбой провести с ним 13 дней, чтобы родить от него ребёнка. Существует даже поддельная переписка Македонского с матерью, где он описывает встречу с амазонками.

В целом, авторы редко упоминают локализацию амазонок, их просто указывают в составе местных племён. Возможно, греки увидели в племенах Северного Причерноморья нечто, что напомнило им амазонок. Может быть, женщины в этих краях были воительницами. Кто знает, что подтолкнуло греков так подробно рассказывать об амазонках. Однако благодаря их стараниям мы можем изучать амазонок как народ.

Внешность амазонок

В древнейших источниках внешность либо никак не описывается, либо определяется парой слов. Важна не внешность, важны функции, которыми наделялись амазонки. Они – чудовища, противостоящие героям в мифах. Предположительно в более поздней традиции внешность уже стала описываться. Можно составить «коллективный» портрет. Можно выделить два условных типа: греческий и варварский.

Греческий тип. Известен из различных источников, есть изобразительные традиции (торефтика, вазы, скульптуры, барельефы, ювелирные украшения). Так описывает амазонку Квинт Курций Руф (латинский автор): одежда не всё прикрывает, левая грудь открыта, одежда выше колена. Обнажённое плечо встречается в скульптурах. То есть внешне это развитая, не ущербная амазонка. С 6 в. до н.э. этот тип встречается повсеместно в изобразительном искусстве. Женщины – светлые на изображениях, мужчины – тёмные (хотя иногда юноши тоже изображены со светлой кожей). Амазонки выступают противниками цивилизованной Греции.

Варварский тип. Данный тип появляется примерно в конце шестого – начале пятого века до нашей эры и особенно распространяется в вазовой живописи. В письменной традиции амазонки в варварском обличии впервые встречаются у Геродота. Отличительная особенность этого типа – амазонки одеты в штаны, туника короткая, либо наличие особого головного убора. Главная идея: амазонки – не греки.

Сделав небольшую паузу, дабы позволить ребятам отдохнуть, Хироми задумчиво оглядела присутствующих. Вскоре занятие продолжилось.

Интересно, что одежда (наряд, костюм) – это не признак какого-то конкретного этноса, а скорее статуса и положения в обществе. Например, все греческие герои изображались в виде гоплетов – вооруженных воинов в короткой тунике с мечом и щитом, в лёгком защищенном одеянии. Если же герой принадлежал ко второму рангу, его изображали одетым в «скифское» одеяние и с луком. Известно, что греки презирали лучников, так как считали, что сражаться нужно мечами в ближнем бою, ведь это – способ, которым дерутся мужчины.

Важен во внешности амазонок тип вооружения, о чём мы поговорим позднее. Зачастую их изображали, держащими щит. Форма щита указывала на время, к которому относится предание. В изображении амазонок отразились встречи греков с мидийцами, с ахеменидской державой – восточными народами, которые породили восточный тип внешности амазонок.

С 4 в. до н.э. ситуация меняется. Изображать стали осознанно скифские одеяния, скифский народ. Традиция о жизни амазонок в Скифии закрепилась и продолжала существовать. Теперь костюм стал отражать этническую принадлежность. Привозились вазы, расписанные с использованием местных сюжетов (скифских).

Вооружение амазонок

Отдельно стоит сказать о вооружении амазонок. Оно было разнообразным и зачастую специфическим. Чаще всего амазонки изображались с копьём верхом на коне, что является ранним вариантом.

Луки – это оружие амазонок в «варварском» костюме. С 4 в. до н.э. – обязательный их атрибут. Короткий и изогнутый – скифский лук. Большой и длинный лук – оружие амазонок троянского типа, их изображали без коня. Амазонки же греческого типа отличались высокими шлемами, иногда похожими на шлем Афины, что являлось отсылкой к событиям дотроянской или троянской эпохи.

Амазонки с мечом встречались очень-очень редко. Чаще их можно было встретить с двулезвийными топорами – лабрисами, которые постоянно им приписывались. Интересно, что лабрис – это оружие жрецов богов плодородия. Также любопытно, что жрецы богов плодородия были вооруженными женщинами. Также изображали другие топоры, специфические, однолезвийные, но с противовесом. Секиру тоже приписывали этим женщинам.

Книзл важно восседал на преподавательском столе и тщательно следил за тем, как занимаются ученики. Если вдруг что – он обязательно поддержит дисциплину! Хиро поглядел немного на фамилара, вздохнул и продолжил лекцию.

Стоит обратить на особый тип щитов амазонок. Пельта – щит в форме полумесяца. В греческой традиции нет ни слова о пельтах, но зато присутствуют их изображения. У латинских же авторов щит данной формы – обязательный элемент амазонок. Другой тип – беотийский щит.

Кони – постоянные спутники амазонок, которые первыми на Земле стали ездить верхом на них. Некоторые источники говорят даже об амазонских колесницах, однако их изображения крайне редки. Зачастую амазонки изображались либо на коне, либо рядом с конём, либо же пешими.

Их считали бесстрашными воинами. Однако ни в одном мифе они не побеждали греческих героев. Известна характерная специфика боя амазонок: убегая, они оборачивались назад и стреляли из лука, заманивали противника в степь, отступая, и убивали врага. Эту технику ведения боя также называют скифской.

Обычно амазонок представляли как легковооруженных, чаще всего конных девушек-воинов. Особенности их изображения имеют мифических, а не этнический характер. Нет признаков реальных народов. Приписываются эти качества абсолютно любым амазонкам.

Основные сюжеты

Единичные сюжеты об амазонках обычно принадлежат поздним авторам либо очень ранним. Нормальное явление в греческой мифологии – циклы мифов, посвящённых тем или иным событиям, связанным с амазонками. Интересно, что в ранних источниках у амазонок даже нет имён.

1). Сюжеты битвы с греческими героями.

1. Самое раннее упоминание у Гомера в Илиаде, когда древнегреческий герой Беллерофонт сразился с амазонкой.

2. Сюжет о Геракле и амазонках, девятый подвиг, самый распространённый миф. Часто упоминается авторами, сюжет используется для ваз и вообще в изобразительном искусстве. Ипполита выступает в качестве противницы Геракла.

Своенравная дочь Еврисфея захотела пояс, который подарил Арес царице амазонок Ипполите. Геракл по поручению царя отправился с отрядом героев в царство амазонок, к берегам Черного моря. Ипполита вняла просьбе Геракла и хотела отдать ему пояс, но остальные амазонки были другого мнения и напали на героя, убив несколько его спутников. Геракл разозлился и убил в битве семь сильнейших из амазонок, а остальные с позором покинули бой. Ипполита же отдала ему пояс, как выкуп за Меланиппу, которую Геракл взял в плен.

3. Путешествие Тесея к амазонкам. Кроме того, возможно, Тесей также присоединился к Гераклу в походе за поясом амазонок.

4. Ответный поход амазонок на Афины.

Тесей крадёт амазонскую царицу, а подопечные идут возвращать её. Амазонки шли издалека и попытались взять с собой других союзников. В 5 в. до н.э. рассказывалось о походе амазонок на Афины как о далёком, но реальном прошлом. Очень часто встречался этот сюжет. Чаще всего амазонки звали с собой скифов. В некоторых источниках скифы согласились, но потом разругались с ними и не пошли. Одни греки считали скифов некультурными и безнравственными варварами, другие же их идеализировали. Личные симпатии авторов порой меняли линию сюжета. В итоге амазонки пришли в Афины и там остановились. В результате сражения афиняне победили. Тесей то ли сделал их царицу своей наложницей, то ли женился на ней. Также от амазонки у него был сын – Ипполит (о котором мы уже не раз вспоминали).

5. Сюжет о сражении с Ахиллом.

Ахилл одолел царицу амазонок и только после её гибели узнал, что она была женщиной. После гибели предводительницы амазонки вынуждены отступить.

2). Сюжет об амазонках в Африке.

Очень развернутая картина жизни амазонок от их появления до исчезновения была представлена Диодором Сицилийским. Царицей он называет Мирину. Амазонки жили в Ливии рядом с Атлантами и государством Атлантида.

3). Основания амазонками городов в Древней Азии.

Эфес, Кимы, Смирна, Мирина, Синопа и другие – города, основанные амазонками, согласно Страбону. Имена цариц совпадают с названиями городов. Также интересно, что по всей Греции встречался сюжет о могилах амазонок. Это было связано с их походами, в результате которых зачастую основывались новые поселения.

4). Встреча Александра Македонского с амазонской царицей.

Очень популярный миф в 3-2 вв. до н.э. Фолестрия (Талестрия), Минотея (Минитея, Минития) – варианты имени той царицы. 13 дней она провела с Александром, а потом удалилась.

5). Совместные походы или сражения с богом Дионисом.

Сюжет популярен для поздней традиции. С поздней традиции амазонок связывали с Дионисом. Самое известное произведение – «Деяния Диониса» Нона Панополитанского, собравшего греческие традиции, связанные с данным богом. Именно данному божеству мы обязаны появлению многих амазонок.

6). Сюжеты о переселении амазонок из Малой Азии в Скифию или на Кавказ и наоборот.

Страбон описал миф о царице Лисиппе и её сыне Танаис. Танаис влюбился в мать и утопился с горя в реке. Тогда амазонка ушла в Малую Азию со своим племенем.

7). Сюжет о происхождении племени савроматов от скифов и амазонок.

Данный сюжет подробно упоминается Геродотом. После поражения от эллинов пленные амазонки захватили греческий корабль, и их прибило к Скифским берегам, где они раздобыли коней и промышляли разбойничеством. Скифским юношам было приказано селиться рядом с ними и вести тот же образ жизни, что и они, не вступая в конфликт. В дальнейшем амазонки и скифы вступали в связи. На предложение о женитьбе девушки отвечали, что не хотят жить как скифские жены. Поэтому в ответ предложили забрать юношам наследство, поселиться за рекой Танаисом, где те положили начало племени. На этом закончим. Поскольку лекция была очень большой, то и выбор домашнего задания предоставлю значительный.

Домашнее задание

1. Какой тип амазонок Вам нравится больше – греческий или варварский? Почему? 3 балла

2. Кто, на Ваш взгляд, всё-таки были прародителями амазонок? Имеют ли они божественное происхождение или человеческое, как считаете? 3 балла

3. Подумайте, почему амазонки постоянно селились вдоль рек и других водоёмов? С чем это может быть связано? 3 балла

4. Как Вы думаете, проработка внешности амазонок происходила в течение веков? Или же в древнейших источниках об этом не упоминали, потому что всё было слишком очевидно? 3 балла

Дополнительное задание

1. Дополнительный вопрос. Кратко охарактеризуйте произведение Нона Панополитанского «Деяния Диониса». Объясните связь амазонок и Диониса. 

2. Сочинение. Любили ли амазонки украшения, как и все девушки? Или же отказались от них ради оружия? Можете поискать информацию или же просто аргументировать свой взгляд на ситуацию.

3. Доклад. Расскажите о встрече Александра Македонского и амазонской царицы. Также объясните, в результате чего мог возникнуть данный миф (подсказка – дело в личности А. Македонского и его связи с мифологией). / Перескажите любой миф с участием амазонки.

4. Эссе. Почему амазонки так плохо относились к мужчинам? Что могло стать причиной такого отношения? Что могло заставить их жить отдельно?

5. Эссе. Насколько реалистичен в нашем мире матриархат как тип устройства общества? Возможно ли, что племя амазонок действительно существовало? Или нет?

6. Творчество по теме лекции (стихи, рисунки и т.д.)