Деметра и ДионисКак всегда воодушевлённая и улыбающаяся, Хиро появилась на пороге кабинета вместе с началом занятия. Она огляделась, вспоминая, где находятся нужные ему статуи, и направилась к одной из них. — Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о двух богах, связанных с плодородием. Помните, какие наиболее влиятельные боги своей сферой избрали плодородие? – увидев, как рука девушки в зелёной мантии взметнулась вверх, преподавательница кивнула, позволяя ответить на вопрос. — Это Деметра, богиня земледелия и урожая, а также Дионис, — уверенно произнесла ученица. — Всё верно, — подтвердила Хиро. Она подошла к статуе богини и остановилась. – Для начала поговорим о Деметре, средней дочери Кроноса и Реи. Деметра – богиня плодородия, урожая, природы в целом, в том числе земли и растений. Так как она связана с плодородием, то, соответственно, связана и с земледелием, которым занимались греки. Неудивительно, что этой богине посвящали праздники, связанные с урожаем и плодородием, земледелием и природой. Это были праздники, отмечаемые осенью, так как именно в это время года обычно собирают большую часть урожая. Однако часть его сбора приходилась на позднее лето — примерно на вторую половину августа. Значит, в это время тоже могли проводиться праздники, посвящённые этой богине. Пример такого праздника – Священный Великий Элевсинский Праздник, во время которого в центре внимания оказывались Деметра с дочерью (Персефоной). И Деметру, и Персефону прославляли и чествовали. В течение девяти сентябрьских дней богиням приносили жертвы, их просили о хорошем, богатом урожае, чтобы весна наступила рано, чтобы зима была не такой суровой, а долгожданная весна дарила тепло и радость, чтобы земли продолжали плодоносить. Кстати говоря, на праздник допускались лишь избранные, никому не рассказывавшие, в чём заключается само празднование, то есть сам ритуал или действие, совершаемое в эти дни. Так называемые «священные таинства» были известны малому кругу лиц. Неспособных хранить тайну людей отсеивали, подвергая предполагаемых участников праздника многим проверкам. Когда-то в Греции существовал город Элевсин, неподалёку от которого, если верить легендам, похитил свою будущую жену Аид. Именно на пшеничных полях Элевсина Персефона была похищена. Разумеется, когда Деметра впала в отчаяние, не найдя дочь, это отразилось и на урожайности. И тогда жители города взмолились, да так, что их молитвы услышал сам Зевс, после чего всё-таки решил принять меры по отношению к старшему брату и потребовать возвращения девушки, отправив в царство мёртвых Гермеса. Вопрос был разрешён, и пшеница вновь выросла, дрожа под порывами ветра. Видимо, именно поэтому в честь этого города был назван и праздник, посвященный обеим богиням, фигурирующим в этом мифе и причастным к происшествию. О том, как Деметра горевала без дочери, вы наверняка помните из мифа, связанного с Персефоной. Уделим внимание другим моментам её биографии. Посейдон и Зевс достаточно жестоко обошлись с ней, результатом чего стало рождение таких потомков богов, как жеребец Арион и богиня Персефона. После этого Деметра не пожелала выходить замуж, что вполне закономерно. По некоторым мифам у неё есть супруг, однако эти сведения крайне редки. Со временем богиня стала менее доброй и более суровой (повлияли упомянутые ранее обстоятельства), а порой она была способна на жестокость. Однажды царевич Эрисихтон задумал построить великолепный дворец, а материалами для него выбрал деревья, растущие в одной из священных рощ Деметры. Те деревья были необычайно высокими и прекрасными. Богиня, приняв облик обычной девушки, попыталась остановить царевича, но в нём было слишком много высокомерия и уверенности, так что вовремя остановиться парень не смог. А разгневавшаяся богиня взяла и прокляла наглеца – до конца своих дней он был обречён постоянно есть, не имея возможности насытиться. Страшное проклятье, ужасное. Этот случай доказывает, что богиня плодородия может быть крайне жестокой, если её разозлить. Сверившись со временем, Хиро отошла от статуи богини Деметры и, поискав взглядом Диониса, подошла к его статуе. — Теперь же поговорим о другом боге – Дионисе, — произнесла Хироми. — Он – сын Зевса и смертной женщины Семелы, покровитель виноделия и его изобретатель, довольно-таки быстро завоевал любовь среди людей и симпатии богов. К примеру, именно Дионис уговорил Гефеста отпустить пойманную в ловушку Геру. Большую часть времени бог несерьёзен, но когда он серьёзен, то по-настоящему страшен. Мать Диониса, царевна Семела, влюбилась в бога Зевса и зачала ему ребёнку. Полюбила бога она настолько сильно, что поклялась самой сильной клятвой, что увидит его в истинном обличии. Так как девушка поклялась самой страшной клятвой, она не могла её нарушить, ведь обещания, данные с упоминанием реки Стикс, нерушимы. Бедняжка узрела своего возлюбленного и сгорела в собственном дворце вместе со всем, что в нём было. Однако Зевс не пожелал такой же участи для сына. Бог извлёк из тела умирающей женщины не готового к рождению ребёнка и зашил в собственное бедро, чтобы тот нормально развился и уже родился в срок. Тщательно скрыв этот факт от ревнивой жены, Зевс выждал, пока малыш будет готов к появлению на свет. После второго рождения Диониса повелитель богов отправил его к нимфам, проживающим в Нисской долине, где в дальнейшем и рос его маленький чудом спасшийся сын. Ребёнка воспитывали нимфы и сатиры. Дионис появился на свет дважды. В первый раз, когда Зевс извлёк его из тела умирающей матери. Тогда бог явил недоразвитого ребёнка миру, и это считалось первым рождением. И во второй раз, когда громовержец извлёк Диониса из собственного бедра уже полноценно сформировавшимся, это было его настоящее рождение, однако тот факт, что ребёнок уже видел свет, говорил о том, что это рождение является вторым. Вот почему Дионис получил прозвище Дважды Рожденный. Культ Диониса, пропагандируя веселье, развлечения, отдых, привлекал к себе людей всех слоёв населения. Будучи богом виноделия и веселья, а также покровительствуя сельскому хозяйству и плодородию, Дионис привлекал к себе внимание всего населения — любящего развлекаться аристократического общества и жаждущего перерыва от тяжких трудов рабочего люда. Постепенно Дионис привлекал к себе всё больше и больше внимания. Разумеется, это не устраивало жрецов других богов. Популярность Диониса также беспокоила их, потому что Дионис — бог веселья и виноделия, не работавший, а проводивший жизнь в роскоши, постоянно путешествующий, живущий чужим трудом. Люди могли начать брать с него пример и переставать работать. И это уже беспокоило не только жрецов, но и тех, на кого люди работали. Высока вероятность, что жрецы других богов не принимали Диониса ещё и потому, что он в некоторой степени пропагандировал пьянство и беспечность, был безответственным, а в порывы гнева даже жестоким и свирепым. Указывая на недостатки бога, коих оказалось множество, жрецы пытались вернуть внимание к своим богам, вразумить людей, объяснить им, что Дионис — всего лишь один из богов, далеко не главный. Всё это повлияло на то, что жрецы других богов активно выражали своё недовольство по поводу растущей популярности культа Диониса. Древние греки считали, что сатиры подчиняются богу виноделия – Дионису. Они не только подчинялись ему, но и входили в его свиту, прислуживая и почитая его, трепеща в его присутствии. В свиту Диониса также входили и нимфы, с которыми те всегда были так дружны. Обычно бог путешествовал и проводил время, веселясь. Дионис уникален тем, что изначально он не был рождён богом (являясь таковым лишь наполовину), но стал им впоследствии. С данным божеством связано несколько слов – трагедия, комедия, карнавал. Как вы уже догадались, Дионис – божество, связанное ещё и с театром, а также различными увеселительными мероприятиями. Трагедия – это слово произошло от древнегреческого слова τραγῳδία, что можно перевести приблизительно как «песня козла». И здесь, безусловно, чувствуется отсылка к сопровождавшим Диониса сатирам. Сатиры – это особые существа, которые представляют собой человека ровно до пояса, а ниже пояса у них идёт козлиная часть, то есть волосатые бёдра и ноги, заканчивающиеся копытами. Слово «трагедия» произошло от песни сатиров. Трагедия приобрела значение театральной постановки (театрального жанра), которая обязательно заканчивается чем-то печальным, из-за того, что обычно сатиры пели печальные, грустные песни. Слово «комедия» тоже произошло из древнегреческого языка, а именно от словосочетания (или слова), обозначающего «праздник в честь Диониса». «Комедия» приобрела значение постановки или жанра, представляющего собой сюжет, заканчивающийся чем-то хорошим, сопровождаемый чем-то весёлым, шутливым, забавным, потому что праздники в честь Диониса были всегда весёлыми, радостными, наполненными счастьем и улыбками. Они были посвящены богу вина и виноделия, который любил развеселиться в компании своей свиты – сатиров и нимф. Карнавал – это весёлый праздник, главной частью которого является маскарад или же переодевания людей в красивые наряды. Он произошёл от фестиваля, посвящённого Дионису, а вино имеет свойство расслаблять, веселить людей и снимать запреты. Именно это происходило во время карнавалов. На этом мы закончим лекцию. Запишите домашнее задание и можете отдыхать. Домашнее задание 1. Как вы думаете, правильно ли Деметра поступила, совсем отказавшись от замужества? 2 балла 2. Почему Диониса считают божеством плодородия? 2 балла 3. Как вы думаете, почему Дионис стал одним из 12-ти олимпийских богов? 2 балла 4. Опишите, как вы представляете себе Деметру и Диониса: характер, внешность и так далее. Как вы относитесь к поступкам богов? 6 балла Дополнительное задание 1. Сочинение. Перескажите любой понравившийся миф с участием Деметры или Диониса. 2. Доклад. Расскажите о любых четырёх детях Деметры. 3. Эссе на тему «Положительные и отрицательные черты характера Диониса». 4. Творчество по теме лекции (стихи, рисунки и т.д.) |