Афина и Арес— Добрый день, ребята! — поздоровалась Хироми. — Сегодня мы поговорим о двух богах, связанных с войной, похожих и одновременно таких разных. Итак, для начала мы поговорим об Афине. Её мать – богиня Метида, а отец – сам громовержец Зевс. Когда Метида была беременна, мойры предрекли Зевсу, что его свергнет собственный сын. Бог проглотил жену, боясь, что ребёнок окажется его погибелью. Однако спустя какое-то время у него начались ужасные головные боли, от которых не смог избавить его даже Аполлон, бог целительства. В приступе безнадежности Зевс велел Гефесту разрубить его голову. Тот послушался и топором рубанул по голове, после чего из разрубленной головы появилась Афина в полном боевом облачении, взрослая и прекрасная. Море заволновалось, явилась миру новая богиня, великая и по-настоящему мудрая. Да, в основном Афину, любимую дочь Зевса, считают богиней мудрости и войны, стратегом и богиней, никогда не спешащей с принятием решения. Однако она не только богиня войны и мудрости, но и покровительница городов, цивилизации, всевозможных ремёсел. Между прочим, именно Афина вместе с Посейдоном придумала колесницу, именно в споре с этим богом добилась того, что столицу Греции назвали в её честь, ещё она придумала уздечку. От брата Ареса, тоже являющегося покровителем и божеством войны, её отличает совершенно противоположный характер. Горячий, беспощадный воин, жаждущий битв и кровопролития, Арес противоположен мудрой, рассудительной, предпочитающей решать всё умом и хитростью Афине, не любящей биться и проливать кровь своих противников. Она лучше со всем разберётся словами и логикой, нежели будет отстаивать свою правду мечом. Конечно, если меч необходим, она будет сражаться. Кстати, Афина сражается со щитом в руке. Атрибут Афины – щит с изображением медузы горгоны и сова, мудрая птица, а также змея. Богиня способна хладнокровно принимать решения. Афина – богиня мудрости и войны, она старается всегда действовать справедливо, даёт советы Зевсу. Ей не всё равно, на чьей стороне сражаться. Афина будет сражаться только за тех, кого искренне считает правым в данном раздоре. С пауками Афину связывает не очень хорошая история. Жила-была Арахна, жительница Древней Греции, и была она настоящим мастером в деле ткачей, умевшим действительно превосходно шить и ткать. Возгордилась Арахна и вызвала богиню Афину на поединок. Как ни отговаривали её окружающие, не послушалась девушка, и состязание всё-таки состоялось. И работа Афины, и работа Арахны были прекрасны. Но девушка откровенно насмехалась над богами, изобразив на своём полотне их пороки. Жестоко покарала Афина смертную: разорвала ткань, тем самым оскорбив девушку. Арахна не вынесла позора и повесилась. Но это было, по мнению Афины, недостаточное наказание. И тогда богиня оживила Арахну и превратила её в паука, сказав, что всю свою жизнь она будет ткать, и потомкам передастся эта участь. Считается, что Афина изобрела флейту и вообще была изобретательницей. Она помогала множеству героев, таких как Ахиллес, Персей, Кадм, Геракл, Диомед, Одиссей, Тесей, Ясон и другим. Во времена войны Богов и Титанов она, разумеется, сражалась на стороне богов. Благодаря Афине боги сумели применять в сражениях множество тактик. Велика роль богини Афины в древнегреческой мифологии. Несомненен её огромный вклад в жизнь и развитие человечества, ведь она подарила людям очень многие науки и ремёсла. Ей поклонялись, у неё просили совета, её действительно почитали, так как мудрость всегда и всеми почитаема. Афина Паллада – великая богиня, о которой часто упоминали различные авторы в своих произведениях, образ же её часто использовался мастерами искусства в архитектуре, литературе, скульптуре и художественной культуре. Совсем другим предстаёт перед нами Арес, тоже бог войны, но несколько иной войны. Он не нашёл любви ни среди богов, ни среди людей. Ареса не любили из-за того, что он слишком уж от всех отличался. Ему было неважно, за кого сражаться, а это любого здравомыслящего человека повергнет в шок. Как это, неважно за кого сражаться, ведь у каждого должны быть определённые интересы, которые отстаивает та или иная сторона? Однако у Ареса этого не было. Его единственным интересом было сражение. Исход битвы бога никогда не интересовал, его завораживал сам процесс боя, сама схватка, заставлявшая сердце отбивать бешеный ритм в груди, дыхание учащаться, а руки наливаться свинцом. Арес жил сражением, жил войной, и это не нравилось людям, которые стремились к миру. Воевать любило не так много, а вот мир нравился почти всем. Может быть, именно из-за миролюбивого склада характера и активной политической позиции (ведь эллины были гражданами своих государств, активными участниками политики города) им не нравился воинственный Арес. Быть может, люди считали, что у него нет каких-либо принципов, которые он отстаивал бы, поэтому они не любили его. Таких людей, каким являлся Арес, очень мало, а среди богов он был один такой. Из-за того, что никто не мог понять бога, его временами сторонились. Ведь и боги, и люди всегда страшатся того, чего не могут понять, что сильно от них отличается. Это человеческая природа, свойственная и большинству древнегреческих богов. Что касается трусости Ареса, то, на мой взгляд, Гомер, говоривший об этом качестве бога войны, не совсем прав. Что такое война? Это бесстрашие, отвага, честь воина. Арес любил сражаться, жил битвами, плевал на результат, лишь бы вновь скрестить клинки с врагами, то он просто не мог быть трусом. На войне трусы не выживают. К тому же, бог войны не может быть трусом, потому что он олицетворяет всё самое важное для героев. В бою важно не только умение сражаться, но и боевой дух, настрой, с которым солдаты и прочие воины шли в бой. Именно этот настрой олицетворяет Арес. Победа, сражение ради победы. Да, иногда и Аресу было свойственно проигрывать. Но ведь он больше любил сражаться, а не побеждать. О его победах мы знаем, потому что он легендарный бог. Но, раз уж Арес так любил сражаться, значит, он и проигрывал. Это очевидный вывод. А, если сражался бог ради самого процесса сражения, значит, победа и поражение для него были не важны. Наверняка и за это его не любили. В связи с именем этого бога стоит вспомнить один интересный термин – Ареопаг. Кто-то уже встречался с этим понятием. Ну-ка, кто из присутствующих может объяснить остальным значение данного слова? Руку подняла девушка из Пуффендуя. Хиро указала на неё рукой и кивнула, разрешая говорить. — Вообще, «Ареопаг» дословно переводится как «холм Ареса», — сказала ученица. – В древности это был Верховный Суд, находящийся в Афинах. — Правильно, это если кратко обозначить саму суть данного слова. Данный холм – реально существующее место в Греции, неподалёку от Акрополя, как вы уже догадались. Слово «ареопаг» в глубокой древности использовалось греками для обозначения царского аристократического совещания, где собирались на обсуждение проблем все высшие слои общества, собственно аристократия и правитель с его приближёнными. После того, как в Древней Греции монархия пришла в упадок, а правление стало демократичным, слово «ареопаг» стало носить несколько иной смысл. Теперь оно обозначало верховный орган как суда, так и религии. То есть тот самый суд, о котором говорили в начале урока. — Но почему же он называется «холмом Ареса»? – спросил ученик Когтеврана. — Если смотреть на божественное происхождение данного слова, то «ареопаг» действительно можно расшифровать как «холм Ареса». Кстати, это тот самый холм, на котором великий громовержец Зевс собрал богов и людей, чтобы решить спор Афины и Посейдона. Легенда гласит, что именно на этом холме боги учинили суд над богом Аресом, который пролил кровь одного из сыновей Посейдона. Отсюда и подобное название. Во время расцвета Древних Афин «ареопагом» называли как раз таки холм Ареса, то есть тот холм, где созывали собрание или же совет, на котором решали очень важные вещи, какие-то предметы спора, которые нужно было решать всем вместе. Древнегреческий Ареопаг вполне мог соответствовать Древнеримскому Сенату. Это что касается значения слова ареопаг в древности. В современной же жизни подобное слово тоже присутствует, но имеет несколько иное значение, чем раньше. Сейчас ареопаг – это судилище, то есть то место, где совершается суд над каким-то человеком. Также в современном языке ареопаг используется в значении критики чего-либо. К примеру, литературные критики – люди, сведущие знаниями в литературе и критикующие какие-то произведения. Или же театральные критики – люди, которые могут официально критиковать новые постановки. А также кинокритики – критики современного кино. Таким образом, ареопаг, как в прошлом, так и сейчас, представляет собой группу людей, решающих какие-то вопросы, обсуждающих определённые проблемы. Только в древности решались какие-то общественные, жизненные проблемы этими людьми, а в современном мире это чаще всего группы людей, хорошо разбирающихся в отдельных отраслях искусства, таких как театр, кино или литература. На этом наша с вами лекция закончена. Не забудьте про домашнее задание, — девушка улыбнулась и вывела мелом на доске следующие вопросы. Домашнее задание 1. Коротко расскажите о том, кто является родителями Ареса и какие у него с ними отношения. 2 балла 2. Поищите мифы, действия которых происходили на ареопаге (судебные заседания богов). Перескажите один из них. 3 балла 3. Давайте обобщим сведения об Афине и Аресе. Сравните их, перечислив несколько общих и различных черт. 3 балла 4. Опишите, как вы представляете себе Ареса или Афину: характер, внешность и так далее. Как вы относитесь к поступкам бога? 4 балла Дополнительное задание 1). Сочинение. Расскажите о том, как вы побывали на упомянутом в лекции холме и при каких обстоятельствах. Какие впечатления у вас оставила магия данного места? 2. Доклад. Расскажите о том, какой вклад внесла Афина в троянскую войну (история с «яблоком раздора», ситуация от начала войны и до её конца). 3. Эссе на тему «Противоречивые стороны характера Афины». 4. Творчество по теме лекции (стихи, рисунки и т.д.) |