ВведениеСидя за преподавательским столом, Хиро гадала о том, как пройдёт занятие. Эти мысли какое-то время не давали ей покоя, но потом Хироми услышала звон колокола. Улыбнувшись, волшебница встала и, слегка облокачиваясь на парту, обратила свой взор на ребят. Студенты глазели по сторонам, некоторые из них рассматривали фрески и прочие картины на стенах, изображающие самые разные сюжеты из древнегреческой мифологии. Другие взглядом изучали на шкафы с книгами. Волшебница кашлянула, привлекая внимание, после чего встала рядом с преподавательским и обратилась к ребятам в аудитории. Приветствую всех. Меня зовут Мизуки Хироми, для вас – мисс Мизуки, и мы вместе займёмся изучением Мифологии Древней Греции. Надеюсь, вы оказались в кабинете неспроста и действительно заинтересованы в предмете. Приготовьтесь, вас ожидает удивительное путешествие в прошлое. Не буквально, конечно, но изучать мы будем персонажей, события, места и явления, имевшие место в древнегреческих мифах, а, значит, в неком прошлом по отношению к нашей действительности. Сегодня поговорим с вами о том, что конкретно будем изучать, а также о том, с чего началось правление богов. Было бы неплохо обратить внимание также и на то, что было в доолимпийскую эпоху, однако время не позволит охватить все сюжеты мифов. Поэтому зарождение вселенной и правление титанов оставлю на самостоятельное изучение. Что же, приступим. Хироми вышла в середину класса, чтобы все её видели и слышали, после чего остановилась возле доски. Для начала определимся с географическими и хронологическими рамками. Что такое Древняя Греция? Знаете ли вы, где находится современная Греция и чем она отличается от той, что была в древности? Итак, Древняя Греция – это совокупность особых государств, полисов и их окрестностей, расположенных в южной части Балканского полуострова, островах, к нему прилегающих, а также на Западном побережье Малой Азии, в Южной Италии и на острове Сицилия. Довольно обширная территория, не так ли? С точки зрения хронологии существовали эти государства с конца третьего тысячелетия до нашей эры и до первого века до нашей эры. Грецией эти земли стали называть римляне, сами греки употребляли в отношении данной территории термин «Эллада», а себя – «эллины». Определившись с локализацией и временными рамками, можем двигаться дальше. Что такое «мифология»? Чтобы это понять, стоит дать определение понятию «миф». Мифы – это представления людей о реальности, о том, что происходит в мире, что творится вокруг. Они возникают на основе реальных фактов, обрастая сказочными добавочными фрагментами. Также мифы возникают тогда, когда человек сталкивается с чем-то реальным, но не объяснимым для него. С их помощью люди рассказывают свою версию произошедших в тот или иной момент событий, если они не могут их объяснить с рациональной точки зрения. В них также может содержаться переиначенная или по-другому поданная точка зрения на то, что когда-то происходило, с целью привлечь туристов. И такое бывает. В целом, мифы – это отражение преставлений древних людей о том, как был создан мир с точки зрения человека: вера в то, что всё, в том числе человечество, создано богами или божественными созданиями. Тогда люди пытались объяснить происхождение тех или иных вещей некими сверхъестественными вмешательствами. Для этого и нужны были мифы. А также для того, чтобы передавать ценные знания потомкам. Мифы всегда были, есть и будут отражением того, что происходило в древности, но в куда более искажённом виде, чем хотелось бы тем же историкам. Например, создание мира в различных мифологиях описывается по-разному. Мифологические версии этого события, вероятнее всего, весьма далеки от правды. В древности у человека не было тех методов познания, которыми он располагает сейчас. Следовательно, люди просто пытались объяснить различными способами появление вселенной. Или, к примеру, мифы о великом потопе. Их довольно много, но в целом они очень похожи в мифах народов с разных концов света. В каждой мифологии присутствует миф о потопе, следовательно, можно предположить, что он действительно был, только несколько иной, нежели описывается. Помимо отражения мировоззрения, в мифах также заключены культура и верования древних народов. Речь идёт об описании быта, традиций, местности, на которой жили люди, и прочее. Многие из древних народов уже давным-давно прекратили своё существование, но память о них осталась в мифах. Вот почему они имеют невероятную ценность. Итак, миф – отражение мировоззрений определённого народа. Теперь, когда мы разобрались в том, что представляет собой отдельная составляющая, можно переходить к целому. Мифология – совокупность различных мифов и легенд, а также священных знаний, включающих в себя элементы разнообразных религий, которые были распространены на территории страны ещё в древности, а также народные поверья. Если кратко, мифология – совокупность мифов одного народа. Что же изучает Мифология Древней Греции? Разумеется, мифологию древнего народа, то есть верования, культы божеств. Но только ли это? Данная дисциплина ещё изучает и места, напрямую или косвенно связанные с мифами и богами греков. Изучая мифологию, мы невольно исследуем и образ жизни людей, и их идеалы, стереотипы, предпочтения, представления о мире, иногда даже философию того времени. Почему так? Это один из вопросов, на которые вы ответите в домашнем задании, а мы идём дальше. Древнегреческие мифы весьма разнообразны. Как же с ними познакомиться помимо лекций? Есть два пути. Во-первых, вы можете ознакомиться с замечательной работой Николая Альбертовича Куна «Легенды и мифы Древней Греции». В этой книге простым и понятным языком пересказаны различные сюжеты из рассматриваемой нами мифологии. Очень рекомендую. Если вам по душе более научное изложение со ссылками на источники, обратитесь к двухтомной энциклопедии Мифы народов мира. В ней вы отыщете именно такие статьи. Во-вторых, если вы умеете работать непосредственно с источниками, стоит обратиться к увлекательным работам античных и более поздних авторов. Советую ознакомиться с такими произведениями, как «Аргонавтика» Аполлония Родосского, «Теогония» Гесиода, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», «Мифологическая библиотека» Псевдо-Аполлодора, Первый ватиканский мифограф. С первой частью вроде разобрались, теперь переходим ко второй. Поговорим о войне богов и титанов. Боги-олимпийцы не всегда стояли во главе мира. До них роль главных управленцев исполняли титаны, которые, собственно, являются их предками, а иногда – родителями или прародителями. Они долгое время правили миром, распределив ветви власти по-своему. Их предводителем был Кронос – титан, которому подчинялось само время. Он отобрал власть у собственного отца, Урана, свергнув его по наущению своей матери Геи, являющейся воплощением самой земли. Расправляясь с предыдущим правителем, титан времени получил от него пророчество: однажды и его свергнут. Кронос взял в жёны свою сестру, Рею, и у них появилось несколько детей. Говорят, что время его правления было самым благополучным и успешным, эту эпоху даже иногда называют «Золотым веком». Как думаете, почему? Попробуйте поразмышлять об этом на досуге. Правил Кронос достаточно долго. Предсказание о падении от руки потомка не давало ему покоя. Разумеется, титан, преследуемый навязчивой идеей, начал думать, куда ему заточить детей, чтобы избежать такой судьбы. Сначала Кронос хотел заточить их в Тартар, бездну, вход в которую находится в самых глубинах царства мёртвых, но оттуда они могли сбежать. В итоге титану пришла в голову совершенно безумная идея: он решил проглатывать детей. Внутри отца они пребывали в заточении и никак не могли свергнуть отца. Рея не знала, что делать, чтобы спасти своих бедных детей от ужасной участи. Когда на свет появлялся очередной младенец, Кронос тут же проглатывал его. В какой-то момент Рея отчаялась и предприняла рискованную попытку ослушаться супруга. Не будем вдаваться в подробности спасения Зевса и дальнейшей его судьбы до того, как ему всё рассказали о его происхождении. Это мы опустим (оставим на домашнее задание) и перейдём уже к тому моменту, как Зевс вырос, окреп и был посвящён в тайны своего происхождения и спасения. Возмужавший Зевс узнал о своём происхождении и поспешил вернуться на Олимп, не раскрывая своей личности. С помощью зелья он заставил отца отрыгнуть проглоченных им братьев и сестер (а именно – Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона), а затем низверг его вместе с другими титанами в Тартар. Хочется чуть больше заострить внимание на самой войне богов и титанов (в некоторых источниках её называли Титаномахией или просто Войной Богов). Данное противостояние отличалось своей кровопролитностью. Титаны были старше, но будущие боги-олимпийцы всё равно одержали верх. Почему? Это весьма интересный вопрос. Может быть, молодые боги оказались сильнее своих предков, а, быть может, они отличались хитростью. Известно лишь, что эта война была действительно жестокой и беспощадной, продлившись целое десятилетие. Победа досталась богам с огромным трудом. Зевс, возглавлявший сторону победивших, сел на божественный трон, перенеся резиденцию правителей с горы Отрис на вершину Олимпа, которую осаждали титаны, но так и не сумели взять. После сокрушительной победы богов Кроноса бросили в Тартар, предварительно подвергнув пыткам его союзников. Как известно, одному из титанов, Атласу, пришлось держать небеса, чем он занимается и по сей день. Итак, боги победили окончательно. Но перед ними встал масштабный вопрос: кто будет править, как перераспределить основные зоны ответственности? Зевса единогласно избрали предводителем богов, именно благодаря ему совершился переворот в пользу богов, да и он уже сидел на отцовском троне. Мир поделили между тремя братьями – Зевсом, Посейдоном и Аидом. Первому досталось небо и всё, что находится в небесных пространствах, второму – моря и океаны, а третьему – царство мёртвых. После разделения власти боги стали мирно править, довольствуясь тем, что осталось после их ожесточённой войны с титанами. Конечно, время от времени между ними вспыхивали различные конфликты. Но в целом они взялись за развитие мира и его улучшение. На этом наша лекция закончена. Запишите домашнее задание и можете быть свободны. Домашнее задание 1. Изучая мифологию, мы невольно исследуем и образ жизни людей, и их идеалы, стереотипы, предпочтения, представления о мире, иногда даже философию того времени. Почему так? 4 балла 2. Расскажите о том, как был спасён Зевс. Как вы считаете, можно ли было переубедить Кроноса и избежать обмана со стороны Реи? 4 балла 3. Поразмышляйте, а можно было вообще обойтись без войны титанов и богов? Аргументируйте свою точку зрения. 4 балла Дополнительное задание 1. Доклад. Расскажите о любом мифологическом персонаже, имя которого фигурировало в лекции. 2. Сочинение. Предлагаю вам пофантазировать. Напишите о том, как вы стали свидетелями спасения Зевса или даже приложили к этому руку. Всё, что хотите, в разумных пределах. 3. Эссе. «Золотой век» правления титанов. Был ли он лучше правления богов? 4. Творчество по теме лекции (стихи, рисунки и т.д.) |