Дальдоне задумчиво сидела в классе, то и дело махая волшебной палочкой, меняя внешний вид комнаты и поджидала студентов.
Так лучше? — бормотала она, сделав все вокруг темным и с какими-то сферами, — Нет, лучше вернуть, как было.
И снова стены комнаты покрылись изображением воды, и студенты с преподавателем оказались будто в аквариуме.
Не знаю, дорогие мои, с чего начать эту историю. Говорить сегодня будем о важных вещах, которые нам помогут получше понимать греков. А если конкретно, то нам надо разобраться, как же они воспринимали этот мир. Сложность заключается в том что они были слишком..
-Древние? — предположил кто-то
Да вот в этом и секрет. Хоть они и древние, но очень продвинутые. Они догадались до многих вещей, до которых не так легко было догадаться. Поэтому рассмотрим их восприятие мира с разных точек зрения. Там было много философов и мыслителей, которые выдвигали свои теории, и поэтому мнение людей тоже периодически менялось. Никто вам не скажет, что в целом у них было какое-то единое восприятие.
Не было догмы. Можно сказать, что каждый верил в те версии, которые ему больше нравились. Если ты не веришь, что именно Зевс сделал что-то важное, то ты можешь это сказать у храма Зевса и тебя не закидают тухлыми помидорами, а скорее сядут рядом и обсудят это с тобой, ну либо просто проигнорируют, думая по-другому. Такая вот свобода мысли и слова. Люди часто разговаривали о фундаментальных вопросах, делились версиями. Для многих из них было в порядке вещей несколько часов спорить о том, какая версия мифа им кажется правильнее, потом вообще пойти к жрецу и спросить у него, услышать в ответ третью версию, и остановиться на этом, либо остаться при своем мнении. Они приводили ссылки на поэтов, свои доводы, подключали фантазию, и это, я полагаю, было очень интересно. Нам сейчас сложнее чем им тогда. Мы слишком скованы своими знаниями, как бы странно это не звучало. А тут точно никто не знал абсолютно правильный ответ, и уж тем более детали.
Итак, начнем рассматривать известные версии. Как и представители огромного количества других древних народов, изначально греки представляли себе мир в форме плоского диска, напоминающего щит, окруженного рекой по имени Океан. Такая мысль вполне логична. Представьте, что вы живете на не таком уж и большом кусочке суши, а вокруг одна вода. Была в их представлении, соответственно, земля, вода и подземное царство. Над землей медный небосвод, по которому движется Солнце. Ничего не напоминает?
-Именно так разделили мир Зевс, Аид и Посейдон! — мгновенно воскликнул второкурсник в красной мантии.
Да, именно на это я и намекала. Вообще довольно логичное разделение: подземное царство, вода и воздушное пространство над землей.
Про происхождение мира рассказывается в мифологии. Если кратко, то был хаос, из него появились первые боги, потом титаны, а дальше вы знаете.
Добавлю в ваши головы немного информации о хаосе и космосе. Да-да, греки об этом неплохо так подумали в свое время. Если точнее, то об этом подумал Аристотель. У него земля уже, кстати, шар. (Он доказал это, опираясь на лунные затмения, что гениально, как мне кажется, с учетом того, что человечество тогда знало гораздо меньше, чем сейчас). Так вот, вернемся к Аристотелю и космосу. Представьте себе, что земля как-будто опоясана сферами.
Первая сфера — сфера планет. Стоит отметить, что под планетами подразумевались и Солнце, и Луна. Их насчитывали ровно семь штук.
Вторая сфера — сфера неподвижных звезд. Грубо говоря, это звезды, которые вдалеке есть, которые видно звездной ночью, но они действительно кажутся неподвижными и далекими.
Далее, за второй сферой начинается как раз хаос. У них не было понимания бесконечности космоса, который упорядочен, гармоничен. Вместо этого был непознаваемый хаос, не имеющий порядка, непонятно конечный или бесконечный, непонятно, есть ли там жизнь. Он за гранью, и про него ничего неизвестно.
Особенное было также отношение к Луне. Мир делился так же на подлунный мир (то, что ближе, чем Луна), и надлунный. В надлунном мире эфир и все довольно стабильно. Может это и объясняло неподвижность звезд?
Многие явления жизни объяснялись различными версиями мифов. Можно найти мифы о сотворении рек, гор, человека. Я думаю, вы превосходно справитесь с их поиском и прочитаете.
Мир имел свою человеческую часть, а боги периодически вмешивались в жизнь людей, и либо давали им что-то полезное или помогали, либо наоборот создавали неприятности.
Увидев парочку упавших на свои парты студентов, Дальдоне хлопнула в ладоши и бодро проговорила:
К счастью, основное мы с вами успели обсудить, поэтому записывайте домашнее задание и удачи вам на других сегодняшних занятиях.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1.1 Помимо перечисленных версий на тему “Как выглядел мир” существует еще очень много вариантов. Например, об этом много рассуждали древнегреческие философы Фалес и Анаксимандр. Выберите любого из них, выясните, что он думал по этому вопросу и расскажите мне. Если обе версии не нравятся, то можете выбрать еще какого-нибудь древнегреческого мыслителя и рассказать о его теории. (4 балла)
ИЛИ
1.2 Как мы выяснили на занятии, было довольно много мифов про природу, создание географических объектов, происхождении живого и т.д. Найдите какой-нибудь из этих мифов, и сравните его с мифом про то же явление из другой мифологии. Например, греческий миф о создании созвездия овна и египетскую версию. Но вы можете взять и что-то более общее, про создание человека, да вообще про что угодно. (4 балла)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
2. Изучите лекцию профессора Морохира про подземное царство здесь . Ответьте на такой вопрос: если человек умер, имеет ли он возможность добровольно еще раз родиться на земле? (1 балл)
3. Постарайтесь забыть все свои научные знания и включить фантазию. Придумайте как можно более оригинальную версию ответа на вопрос “что есть мир и/или как он выглядит”. Здесь можно писать все, начиная с того, что мы фантазия одинокого кота и заканчивая…. а ничем не заканчивая. Реально, хочу увидеть здесь интересную версию. Если это необходимо, прикладывайте иллюстрации, зарисовки, тексты, которые считаете уместными. (5 баллов)